Главное меню


Книги

Сценарии

Статьи

Другое


 


Сергей Романов

Член Союза российских писателей




Книги

Байки и рассказы
Про "Русский бизнес"


Назад

ТАКАЯ ВОТ АРИФМЕТИКА

Хочешь заработать десять тысяч? – однажды спросил меня знакомый.

Это было время, когда эсэнговии оставалось совсем мало жить.

– Еще бы!

– Тогда высылай десятку вот этому человеку – показал он мне список из десяти фамилий, а первой стояла та, кому я должен был отослать деньги, – Вычеркивай его, переписывай список и последним вписывай себя. В списке всегда должно быть десять человек. Заполни это и передай другим. Затем ищешь еще два человека и передаешь список им уже со своей фамилией. Они высылают опять деньги первому, и также каждый из них переписывает список, вычеркивая первого и в свой список вписывает себя. Опять каждый ищет двух игроков… Ты тем самым продвигаешься по очереди и когда становишься первым получаешь 10240 рублей. Главное, чтобы цепочки не порвались. Но если даже кто-то не заплатит, то оборвется только одна цепочка и ты все равно получишь кучу денег… На те деньги можно было купить пару «Жигулей».

Идея была заманчива. Я взял листок бумаги и ручку и стал считать. Первым, допустим, в списке был Иванов, потом Петров, Сидоров, Власов, Костин, Мишин, Павлов, Борисов, Сашин, Юрин и т. д. Я плачу Иванову и вычеркиваю его, ставлю себя за Юриным. Тех двое, кого я еще соблазнил «крупными деньгами» должны выслать по червонцу Петрову. Значит 20-ку. Но они вдвоем нашли еще четверых, которые уже 40 рублей отправили Сидорову. Следующие восемь, которых уговорили четверо, отослали деньги Власову. В геометрической прогрессии Костин получит 100 рублей, Мишин – 320, Павлов – 640, Борисов – 1280, Сашин – 2560, Юрин – 5120 и наконец я – 10240…

Я уговорил двух друзей и выслал Иванову десятку. Оставалось только надеяться на честность и ответственность последующих. Если все сработает – я богатый человек.

Ждать пришлось очень долго. Тем временем я «досек»: ведь уже в 28-м звене играть в халявные деньги будет практически весь Советский Союз – где-то около 280 миллионов человек. К 30-му звену подключится Китай со своим миллиардным населением. А в 35-м звене десятками будет пересылаться все население Земли…

Я позвонил знакомому и сказать, что он дурак. «Сам такой», – ответил знакомый тоже не получивший денег.

Что ж, нас надули обоих. Через год старый знакомый сидел у меня на кухне, прихлебывал кофе и с пеной на губах упрашивал купить в энной фирме видак за треть его цены.

– Дело очень выгодное, – уверял он, – игра идет по системе «1 +4»…

Я отказался: это был тот же самый прием пирамиды. В Москве появились своего рода объявления, что путем способа «1 + 4» можно купить за треть настоящей стоимости, допустим, холодильник или видеомагнитофон. При этом недостающие 70 процентов стоимости заветной покупки нужно было восполнить собственной предприимчивостью.

Но для начала приходилось побывать в той самой благодетельной фирме, где покупателю пока за полную стоимость разъясняли принцип игры.

Вот как она выглядела. Заплатив деньги, клиент получал договор с фирмой, по условиям которого он должен был найти еще четырех человек, которые тоже хотели бы за треть сделать «выгодные» покупки. При этом каждому из них также придется заключить договор (и, соответственно, сразу внести деньги) равную или превышающую по стоимости покупку первого клиента. (Если покупатель передумывал, фирма гарантировала вернуть ему деньги через полгода-год – всю внесенную сумму, которую инфляция к тому времени превращала в практический ноль).

После того, как каждый из четырех найденных первым покупателем клиентов вносил деньги и заключал договор с фирмой, первому возвращали деньги или выдавали товар. А его «протеже» шли искать новых желающих, которых требовалось уже 16 человек.

Каждый, кто учился в школе, помнит о существовании геометрической прогрессии. Система «1 + 4» – типичный ее пример. В свое время я уже сыграл в «червончик».

У постсоветского человека еще будет долго жить в голове привычка – разжиться на хяляву.

Основная движущая сила финансовых эпидемий – извечная тяга людей к максимальному обогащению при минимальных затратах труда. Но просто обещаний высоких доходов, которые делают мошенники, тут мало. Чтобы не первой свежести кусок не застрял в горле, его сдабривают пикантным соусом. В эпоху кино и телевидения эффективно действуют на доверчивую публику известные артисты, спортсмены, ведущие популярных программ. Даже глупая и назойливая реклама может в конце кнцов «доканать» зрителя (слушателя, читателя), укореняясь в подсознании и вырабатывая соответствующую обстановку на действие…