Назад
РУССКОЕ ГРАФФИТИ
В Париже я познакомился с граффити. Торцовая стена дома без дверей и окон была красочно разрисована до высоты третьего этажа. Изображения нескольких Нефертити с удлиненными грудями и с бисерными украшениями на обнаженном теле, что нисколько не портило эстетического восприятия картины, напоминали человечеству о связи времен.
После я еще не раз встречался с граффити. В Бельгии, Германии, Нидерландах…
Вернувшись в Россию, я понял, что и у нас есть граффити. Я имею ввиду цветное граффити, когда стены пачкают не химическими карандашами и шариковыми ручками, а краской из баллончика. В сортире старинного московского кинотеатра на двери кабинки был изображен синий человечек, похожий на царя Тутанхамона, вытянувший руку влево. Надпись под ним гласила: «Посмотри налево». Я посмотрел, но на той стене был изображен еще один Тутанхамончик с увесистым хозяйством между ног. Этот просил оглянуться направо. Третий Тутанхамон, не стесняясь наготы, настаивал, чтобы клиент оглянулся и посмотрел на заднюю стенку. Заинтригованный, я повиновался просьбе. Разукрашенная цветными красками рожа какого-то подонка на задней стене туалета широко улыбалась. Под ней стояла надпись: «Какого хрена ты вертишься? Разве за этим сюда пришел?» Я понял – это граффити. Сугубо русский вариант. К тому же в соединении с комиксом. Ну где, ответьте мне, такое можно встретить за кордоном?
Говорят, некоторые руководители культурных заведений уже взяли на вооружение известный в музеях деревянного зодчества способ борьбы с любителями русского граффити на стенах общественных туалетов. И в «М» и в «Ж» устанавливался внушительных размеров стенд под заголовком «Привет пакостники!» На стенде – лист ватмана, чтобы граффитисты демонстрировали свои шедевры. Новинка прижилась, и некоторые руководители даже жаловались – ватмана не хватает и художники-любители частенько выходили за его пределы. Хотя фантазии изобразить что-то новое – не хватало.
Но оставим в покое туалетные комнаты. В Москве отдали под граффити целую стену в центре. Упражняйтесь. Творите. Но куда там – от национальных традиций! Старое как мир, правда, в иностранной интерпретации – «FACK OFF». А рядом на стене треугольное существо с оттопыренными средними пальцами на руке – «FACK DRAGS».
Впрочем, к чему сгущать краски: можно только порадоваться. У русских – свой стиль, своя техника исполнения, наконец, свои традиции, корни которых уходят в далекое советское прошлое. Одно обидно: матерные словечки стали писать по-иностранному.
Граффити становится неотъемлемой частью больших городов. Говорят, что уже разработана программа по обучению русских граффитистов композиции настенного рисунка, цветовой гамме и прочему и прочему. Все делается для того, чтобы изжить три буквы на заборах. Чтобы изжить национальное граффити.
Что ж, на следующих выборах я буду голосовать за коммунистов, которые выступают против влияния Запада на нашу культуру…
1998 г.