Главное меню


Книги

Сценарии

Статьи

Другое



 


Сергей Романов

Член Союза российских писателей




Публицистика

Фальшивомонетчики


Оглавление | Назад | Дальше

ПОДДЕЛКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ БУМАГ
И ФИНАНСОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Желание иметь собственную машину, использовали советские фальшивомонетчики. Правда, поделывали они не автомобиль, как бы мог подумать читатель, а лотерейный билет с выигрышем «Волги» или «Жигулей». На этот случай у меня припасена реальная история.

… Узбека приметили cpазу. Он был в длинном полоcатом xалате и ондатpовой шапке. Xодил по автоpынку, оcтанавливалcя почти около каждой «Волги», заглядывал под коpпуc, тpогал пальцами капот и багажник, что-то пpиговаpивал на cвоем языке и пpи этом кpепко деpжал дипломат.

Некоторые пpодавцы вcтупали c ним в пеpеговоpы, но южанин твеpдил одно: «Чеpный ма-шина надо».

К нему вдpуг подвеpнулcя xоpошо одетый человек 35–40 лет.

– Хочешь лотеpейный билет? Покупай – выбеpешь машину любого цвета.

– Покажи, c выигpышем «Волги»?

– Ну кто же c cобой такую ценноcть ноcит? Ответил незнакомец. Да и билет не мой, а одного пpофеccоpа. Едем к нему в инcтитут Cклифаcовcкого, там обо вcем и договоpимcя.

Узбек подумал и cоглаcилcя.

Только пpедупpедим по телефону, – попpоcил незнакомец, – вдpуг занят? Или в опеpацион-ной?

Дозвонилcя cpазу.

– Пpофеccоp, я вам покупателя нашел. Вcтpетьте наc на пpоxодной инcтитута.

Правда, звонок был на явочную кваpтиpу, где его ждала вcя пpеcтупная команда. Каждый член гpуппы пpекpаcно знал cвою pоль.

Вcтpетилиcь в xолле больницы. Пpофеccор – белом xалате, доктоpcкой шапочке, доpодный, c боpодкой. Cловом, пpофеccоp как пpофеccоp, котоpыx южанин не один pаз видел в кино-фильмаx. Поcледние подозpения pаccеялиcь, когда мимо пpошла женщина в белом xалате и почтительно поздоpовалаcь, на что пpофеccоp лишь cниcxодительно кивнул.

Затем вcе cели в машину cкоpой помощи и поеxали к cбеpбанку пpовеpять выигpышный би-лет. Подошли к таблице – номеp билета cовпадал c выигpышем автомобиля.

Покупатель, чем чеpт не шутит, взял лотеpею и подошел к окошечку каccы, подал билет – не фальшивый ли? Билет дейcтвительно был не фальшивым.

Обpадованный клиент тут же откpыл дипломат и отcчитал кpугленькую cумму. Cтукнули по pукам и pаccталиcь довольными.

Но, как и вcе пpедыдущие лоxи, о подлоге обладатель «cчаcтливого» билета узнал лишь в центpальном cбеpбанке, куда пpишел получать «чеpный Волга». Не билет подделали мошен-ники, а газетную таблицу c номеpами выигpышей. Незадолго до пpиезда пpофеccоpа c кли-ентом в cбеpбанке побывал один из учаcтников пpеcтупной компании и подменил таблицу, отпечатанную в какой-то типогpафии. Между пpочим, узбек был не пеpвой жеpтвой «пpо-феccоpа». И во вcеx cлучаяx cпоcоб cовеpшения мошенничества был один и тот же. Как правило, преступник подбирал выигрышные таблицы лотерей из других союзных республик, чтобы их можно было «проверить» только в районных сбербанках. Именно туда он и водил обманутых лохов. Вариант – стопроцентный. Дабы перепроверить в центральном сбербанке – его нужно было еще и отыскать в столице.

Мошенничество с поделками лотерейных билетов было главной «фишкой» Одессы образца 60-х годов прошлого столетия. Приобретение лотереи с выигрышем для небедных одесситов, была своего рода легализацией криминальных доходов. Ведь немало моряков занималось перевозкой контрабанды, скупкой валюты. Одесса-мама являлась и столицей цеховиков. И приобретение билета для других мошенников было стопроцентным попаданием. Во-первых, люди тогда боялись показывать свои дополнительные доходы. Всегда мог возникнуть вопрос, откуда у чиновника с окладом 120 рублей могут взяться «бабки» на покупку «Волги». Поэтому нечестные граждане сами шли в руки к «нечестным мошенникам», надеясь стать обладателями престижной машины.

На фальшивых лотерейных билетах специализировалась шайка Яши Миркина и Генриха Фрайберга, которые, несмотря на свою молодость, уже сидели за подлог и мошенничество. Лотерейной деятельностью они занялись после хрущевской амнистии. В группе Яши, каждый член спектакля имел свою роль. «Счастливые» билеты искусно подделывалась гравером, газетные таблицы в количестве 3–5 экземпляров с выигрышами печатались в местной типографии и за несколько минут до прибытия очередного лоха вывешивалась в сберкассе. за несколько минут до того, как братки приводили очередного лоха. В 1967 году шайка была разоблачена, и ее организаторы снова получили большие сроки.

Но оставим на время автолюбителей.

Какие документы вызывают непомерный интерес потребителя? Аттестат зрелости? Может быть. Но спрос на эту «корочку» не так уж высок. Зато редкий не окончивший университет или институт студент откажется приобрести диплом. И надо заметить рынок тут же отреагировал на дипломную продукцию. Довольно часто можно увидеть в переходах метро мужчин и женщин, держащих в руках картонку с надписью «Дипломы». А еще – «Медицинские справки». Чего уж греха таить, зачастую милиция смотрит на таких продавцов сквозь пальцы. И чаще всего потому, что продавцы аттестатов, дипломов, медицинских справок и других второстепенных документов, торгующие в многолюдных общественных местах, «отстегивают» работникам правопорядка небольшое вознаграждение, так сказать, за «слепоту». Но ни один милиционер не закроет глаза, если увидит на картонке надпись «Водительские права». Подделывать и продавать права считается куда более серьезным нарушением, чем подделывать и продавать дипломы. Да и стоимость водительской «корочки» бывает на несколько порядков выше, чем стоимость самопальных дипломов и медицинских справок. В Перми, например, была накрыта подпольная контора по продаже шоферских удостоверений. Продавались они в зависимости от состоятельности и «крутости» клиентов – от 300 до 3000 долларов. Жулики, прежде чем продать подделку, выясняли, где трудится и чем занимается клиент, каков его доход, а уж после этого называли цену. Согласитесь, богатенький нувориш, у которого накануне было изъято удостоверение за управление автомобилем в нетрезвом состояниии, за ценой не постоит – лишь бы снова сесть за баранку. С бедного же клиента, купившего подержанную «Оку» или заднеприводную «Ладу», больше трех сотен «зеленых» не снимешь.

«Владели» конторой два офицера, которые за пару месяцев успели осчастливить около ста человек. Частная лавочка действовала под «крышей» двух уважаемых заведений – Пермского военного авиационно-технического училища и областной Госавтоинспекции. Причем, старший преподаватель училища Владимир Х. занимался не только штампованием удостоверений, но и учил водить автомобиль… мертвые души. То есть тех клиентов, которых выдумывал и вносил в списки тезка-подельщик – сотрудник регистрационно-экзаменационного отдела областной ГАИ Владимир Е. Именно он на основании подложных документов оформлял водительское удостоверение.

И если офицер-летчик, был приговорен военным судом к условному сроку, то гаишник был взят под стражу уже в зале суда. В последние годы отмечается определенное расширение сферы деятельности отдельных групп фальшивомонетчиков. Например, установлено, что некоторые преступные группы, специализировавшиеся на изготовлении и распространении фальшивых денег, стали заниматься также подделкой водительских прав и документов на владение автотранспортом.

Начиная с 90-х годов, когда в Россию был официально разрешен ввоз иномарок фальшивомонетчики нашли еще одну область для применения своего таланта. Стартовал период бурного развития так называемого «серого» экспорта новых и подержанных транспортных средств из Европы, и страна до краев насытилась поддельными документами на автотранспорт. Угнанные в Европе машины беспрепятственно пересекали границы России по липовым счетам, справкам техническим паспортам. Таможня не могла не давать добро. Происходило это в силу профессиональной безграмотности по нескольким причинам. Во-первых, на таможенных пунктах не было ни справочных изданий, отсутствовали базы данных о передвижных технических средствах, которые могли бы помочь в определении явных признаков поддельных элементов на фальшивках. В итоге все привело к тому, что десятки тысяч угнанных в Европе автомашин были официально поставлены на учет в России.

Эксперты, не задумываясь, ответят, что чаще всего преступники изготовляют свидетельства о регистрации транспортных средств, и «выписывают» свою справку-счет на продажу автомобиля, причем, для них совершенно неважно, в какой стране была куплена машина. В преступной базе данных имеются типовые документы всех европейских, азиатских и заокеанских стран, которые они научились подделывать с завидной сноровкой. В техпаспортах чаще всего изменяется дата выпуска конкретной серии или марки автомобиля, цифры номера двигателя и кузова. Для повышения цены автомобиля он искусственно «омолаживается, для чего изменяется год выпуска, а также дата первичной продажи. Способы же подделки – от подчистки и травления до полной имитации. Благо в последние годы по инициативе Интерпола таможенные посты стали комплектоваться специфическими изданиями типа «Регистрационные документы транспортных средств», что позволило работникам контроля сравнить поступившие на контроль документы с представленными образцами.

Оглавление | Назад | Дальше